Компромат.Ru ® Форум

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

От героина к кодеину. Байер и Фармстандарт

Автор: Виктор Ежов, опубликовано: 09.03.2013 в 02:17

Более ста лет назад немецкая фармацевтическая фирма «Байер АГ» выбросила на рынок «чудодейственное средство от кашля под назвнием »героин".
Лето 1898 года выдалось для «Эльберфельдских фабрик красок Байер», фирмы — предшественницы нынешней фармацевтической компании «Байер Леверкузен АГ», на редкость плодородным: только что вышел на рынок аспирин, и его успех был поистине всемирным. Кроме того, производители ждали, когда Имперское патентное ведомство выдаст необходимые бумаги на новый «чудодейственный» препарат, который, как они были уверены, избавит миллионы людей от кашля.
Новорожденную пилюлю назвали «героин», под таким именем и зарегистрировали в патентном ведомстве. Фармацевты считали, что у нового лекарства полностью отсутствуют какие-либо побочные действия и к нему нет противопоказаний. О чем сообщалось в рекламных листовках.
Новомодный героин медики рекомендовали в качестве заменяющего или дополнительного средства к уже использовавшемуся при кашле кодеину. Очень скоро безудержно растущий спрос на героин определил и предложение: его производство превратилось в высокорентабельное.
Героин изменил экономику Юго-Восточной Азии, где ставка делалась на производство опиума. Из морфия, одной из составных частей опиума, и производилось новое лекарство по имени «героин». Для его получения молодой химик Феликс Хоффманн, работавший на «Байере», «облагораживал» морфий уксусной кислотой — по той же самой технологии, как и при производстве аспирина. Такие препараты, пришел к заключению Хоффманн, отличаются «лучшей переносимостью» и, кроме того, «оказывают меньше побочных действий». Помимо этого, производство отличалось по тем временам удивительной дешевизной — ведь конкуренты «Байера» все как один готовили свои «порошки» на основе дорогостоящих растительных экстрактов. Бросить им вызов и монополизировать рынок Хоффманн считал делом чести.
Его творение с немецкой тщательностью прошло клинические испытания. Возглавил этот ответственный этап подготовки к запуску героина на рынок светило немецкой фармакологии профессор Хайнрих Дрезер из Геттингенского университета. Он опробовал героин на рыбах, затем лягушках и наконец — на кроликах. Лишь после этого через поликлинику предприятия препарат начали понемногу прописывать сотрудникам фирмы. Не забывал профессор, понятно, и самого себя. В результате экспериментов воодушевленный исследователь пришел к выводу, что героин превосходит все подобные ему препараты.
В 1899 году врач предприятия Теобальд Флорет просвещал своих коллег в «Терапевтическом еженедельнике»: «Медикамент делает работу заболевших органов дыхания более экономичной, смягчает кашель, утоляет боль. Привыкание к препарату, по всем признакам, не наступает». Большинство специалистов на все лады расхваливало это «бесценное средство, употребление которого должно стать доступным каждому».
Даже после того как в 1910 году удалось доказать, что «экономичнее» работа заболевших органов дыхания не становится, а весь успех лекарства зиждется в первую очередь на его «эйфоризирующих и болеутоляющих свойствах». Это были именно те качества, благодаря которым героин довольно скоро стал популярным наркотиком.
По существовавшим в начале прошлого века «медицинским критериям» чудо-препарат от кашля фирмы «Байер» применялся безо всяких ограничений. Героин — в виде сиропа или пилюль — врачи прописывали при гриппе и сердечных жалобах, болезнях желудочного тракта и обширном склерозе. При лечении гинекологических заболеваний были популярны тампоны, пропитанные этим препаратом. Более универсального средства лечения, казалось, вообще не существует.
Документально засвидетельствовано, что рекомендовали героин даже при мучивших пациентов хронических отрыжках. Есть и другие, еще более курьезные документы, в которых специалисты – психиатры рекомендовали использовать героин при «болезненно возросших половых потребностях, нимфомании, гипохондрозе, идиотизме, связанном со слабоумием, а также маниакальных галлюцинациях». Постепенно лекарство стало и излюбленным допингом. К примеру, альпинистам оно помогало бороться с недостатком кислорода.
В первые 15 лет была произведена тонна чистого героина, который, как и предполагали его создатели, завоевывал мир. К 1915 году немцы его продавали в 22 страны, при этом главным покупателем были США. Вскоре производители столкнулись и с конкуренцией. Здесь «Байер» в свое время допустил промашку. Дело в том, что героин с 1898 года был защищен как торговая марка, но патент на его производство «Байер» не получил.
В «третьем рейхе» уже целый ряд известных немецких и иностранных производителей соперничал в производстве и сбыте на рынок чудо-лекарства. Совокупный вес годового продукта измерялся многими тоннами, к производству подключались все новые страны — в 1922 г. это были, помимо Германии, Франция, Италия, Швейцария, Нидерланды, Япония, Турция. Не последнюю роль среди производителей этого «опиума для народа» играла и молодая республика Советов. Годы между 1925 и 1930-м можно без преувеличения назвать «пятилеткой героина» — его мировое производство (34 тонны, выбрасываемые на рынок 23 компаниями) достигло своего апогея. При этом, как считается, его медицински обоснованное количество не должно было бы превосходить 10 тонн. И это при том, что еще в 1920 году Лига Наций учредила специальную международную комиссию по контролю над международной торговлей легальным героином и его многочисленными модификациями, выпускаемыми под другими названиями.
По требованию США было даже введено сертифицирование импорта-экспорта, а также заключено два женевских «соглашения о морфии». Все это, однако, мало помогло продаже существенной доли производимых героина и морфия по нелегальным каналам. По меньшей мере 18 фирмам-производителям Лига Наций предъявила претензии в связи с «серым» бизнесом.
Сегодня эксперты утверждают, что сама фармацевтическая индустрия внесла решающий вклад в становление черных рынков наркотиков. Среди них, например, д-р Михаэль де Риддер, шеф-врач в одной из крупных берлинских клиник и автор диссертации на тему «Героин — история одного фармацевтического открытия». В ней он подробно исследовал путь коммерческого успеха «чудо-препарата», ставшего годы спустя одним из источников самой страшной социальной болезни человечества — наркомании.
После войны в повседневной медицинской практике препарат свое значение практически утратил. К концу 1954 года Федеральная опиумная служба изъяла лицензии у последних производителей героина. Однако пятью годами позже он еще был описан в специальной литературе как медикамент от кашля и обезболивающее средство — в популярном учебнике Р. Франка «Современная терапия».
Окончательно федеральные власти Германии запретили его аптечную продажу по рецептам лишь в 1971 году. В этом же году на немецких улицах появились первые «джанкис», как называют здесь теперь наркоманов.
Можете ли вы себе представить государство, в котором руководитель системы здравоохранения дружит с крупнейшим наркоторговцем? В котором наркотики, гарантированно убивающие человека за два года и необратимо меняющие его мозг сразу, продаются в аптеках? А попытка прекратить продажу наркотиков через аптеки будет бдительно пресечена госорганами во имя свободы рынка?
Знакомьтесь: дезоморфин, он же «крокодил». За три года потребление дезоморфина выросло в три раза и растет по экспоненте. «В ноябре у нас было 6% дезоморфиновых наркоманов, — говорит Евгений Ройзман, глава «Города без наркотиков», — в апреле — 22%». «В прошлом году мы накрыли 7 тыс. притонов, — говорит замглавы ФСКН генерал Карташов, — 60—70% из них — дезоморфиновые».
У «крокодила» три особенности. Первая — чудовищная летальность. «Крокодиловый» наркоман живет не больше двух лет и буквально гниет заживо. Химические вещества, применяемые при изготовлении «крокодила», разъедают тело изнутри и снаружи, и сосуды, и кожу, и типичный вид потребителя «крокодила» — жуткие язвы, покрывающие все тело, дыры в желтых гниющих остатках зубов и дыры в челюсти там, где зубы выпали. Это — ожившие зомби. Отдельной статистики смертей от «крокодила» нет. Формально люди умирают не от передозировки, а от трофических язв, или инфаркта, или просто забывают дышать.
Второе. «Крокодил» — наркотик коллективный. Притон — особенно в маленьком, депрессивном городке — становится социальным центром, вместо церкви, мечети или клуба, и тут же затягивает в свою орбиту всю окрестную молодежь. «Заходим на притон, — говорит Ройзман, — там 7—10 человек, всем по 20—25 лет, все судимые, все гниют. Варятся с аптек, в аптеках им уже готовый «набор наркомана» предлагают: «коделак», йод, шприц в пакетик кладут, — самое страшное, что на притонах всегда дети. И сумасшедшая преступность в округе. У них по 50 сотовых изымают».
Героин «вставляет» на 8 часов, а «крокодил» — на час-полтора. Сергей Канев, корреспондент «Новой газеты», у которого сын умер от кодеинсодержащего тропикамида, свидетельствует: сын бегал в аптеку каждые три часа. У героиновых есть пауза, чтобы мозги включились, у «крокодиловых» — нет. Только ширнулся — снова нужно бежать догоняться.
И, наконец, третье: «крокодил» — наркотик дешевый. Это наркотик для бедных, который варят с помощью йода, бензина, спичек и кислоты из дешевых кодеинсодержащих препаратов: коделак, терпинкод, тетралгин, пенталгин, седал-М и пр.
Терпинкод производит ОАО «Фармстандант». Коделак производит ОАО «Фармстандарт». Пенталгин производят несколько производителей, в том числе ОАО «Фармстандарт». Тетралгин производят ОАО «Фармстандарт» и «Нотэкс». Седальгин-нео производит Balkanpharma, седал-М производит Milve Pharmaceuticals.
Топ кодеинсодержащих препаратов, потребление которых растет на 5—7% ежегодно, — это терпинкод, коделак и пенталгин. Все три производит ОАО «Фармстандарт».
Впереди всех брендов — «Фармстандарт»; сырье для производства «крокодила» из года в год демонстрирует высокие темпы роста. Компания не устает этим публично хвастаться. В 2007-м она с гордостью назвала 6 брендов «Фармстандарта», вошедших в топ-20 самых употребляемых отечественных препаратов. Три из этих шести назывались терпинкод, коделак и пенталгин.
В 2008 году компания отчиталась в росте выручки за безрецептурные средства на 2 млрд руб. «Наибольший вклад в прирост был внесен следующими препаратами: арбидол, терпинкод, пенталгин и коделак», — гласит ее пресс-релиз.
["Ведомости", 08.04.2011, «Кодеин — по рецепту»: Всего в России продается, по данным центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», 22 лекарства с кодеином — обезболивающих и противокашлевых: например, несколько видов пенталгина, нурофен, седалгин и др.
В 2010 г. продано 92,49 млн упаковок кодеиносодержащих препаратов на $306,3 млн, подсчитал «Фармэксперт». На препараты с кодеином пришлось, по данным аналитиков центра, меньше 2% российского рынка лекарств. Но за прошлый год продажи таких препаратов выросли на 20,86% в деньгах и на 25% в упаковках. «Уверен, что в основном рост этих продаж связан с тем, что вырос спрос на эти таблетки среди наркоманов, особенно в депрессивных регионах, где низкий социально-экономический уровень развития, где низкая заработная плата, где высокая безработица», — утверждает Иванов (цитата по «Интерфаксу»).
В начале года спрос на кодеиносодержащие препараты еще подскочил, говорит гендиректор «Фармэксперта» Николай Демидов. Он предполагает, что скачок связан с готовящимся запретом на безрецептурный отпуск таких лекарств.
Лидер продаж — препараты под маркой «Пенталгин» компании «Фармстандарт», в 2010 г. продано 34,56 млн упаковок (прирост к 2009 г. — 20,97%) на сумму $93,35 млн (+12,92%). В упаковках это более четверти рынка кодеиносодержащих препаратов, в деньгах — чуть более трети. На продажи «Фармстандарта» рецептурный отпуск кодеиносодержащих препаратов существенно не повлияет: недавно компания вывела на рынок пенталгин без содержания кодеина, говорит заместитель гендиректора по финансам компании Елена Архангельская. — Врезка К.ру]
Как вы думаете, учитывая статистику Ройзмана и ФСКН, может ли хоть один, даже самый оптовый торговец героином сравниться по прибыли с той прибылью, которая компания «Фармстандарт» получает с «крокодилового» сегмента фармрынка?
Арбидол закупает бюджет и рекламирует Путин, пенталгин хотя бы агрессивно рекламируют по телевизору. Вопрос: отчего же растут продажи препаратов против кашля — терпинкода и коделака? Неужто мы так раскашлялись?
«Органы здравоохранения организовали в стране легальную наркоагрессию», — говорит о. Анатолий (Берестов), один из самых известных служителей церкви, давно и долго борющийся с наркоманией.
В Красноярске осенью 2009 года попытались разрешить отпуск кодеинсодержащих препаратов только по рецептам. «Фармстандарт» тут же подал жалобу в ФАС, и попытка запретить легальную торговлю сырьем для наркотиков была пресечена во имя свободы торговли.
В феврале ФСКН подал в Минздрав бумагу, согласно которой отпуск кодеинсодержащих препаратов будет с 1 мая 2011 г. производиться только по рецепту. Только что пришла новость: Минздрав отложил решение на полгода. Этой сказке года три.
CМИ неоднократно писали о близости ОАО «Фармстандарт» и министра здравоохранения Татьяны Голиковой. Разумеется, никто не может доказать, что Голикова имеет какое-то отношение к «Фармстандарту», как никто не может доказать, что Путин имеет какое-то отношение к компании Gunvor.
Однако можно показать другое: позиция, занятая Минздравом по отношению к тому или иному препарату, приносит выгоды компании «Фармстандарт». Самые известные случаи — арбидол, велкейд и коагил. В случае дезоморфина позиция Минздрава гласит, что отдельной дезоморфиновой наркомании в России нет, что «крокодил» — это то, чем догоняются героиновые наркоманы, а введение рецептов на кодеинсодержащие лекарства ударит по 80 млн пациентов и вызовет бунты.
На самом деле пресечь на корню «крокодиловую» наркоманию элементарно. Для этого не надо даже рецептов.
Я, например, когда у меня болит голова, пью нурофен-плюс. Это тоже кодеинсодержащий препарат. Однако никто не слыхал, чтобы из нурофена массово варили «крокодил», просто потому, что нурофен — дорогое лекарство.
Для того чтобы «крокодиловая» эпидемия кончилась, достаточно просто перестать продавать дешевое сырье для наркотиков. Не надо вводить рецепты, от которых пострадают 80 млн человек. Достаточно сделать следующее. Премьеру Путину (или даже министру Голиковой) достаточно вызвать к себе главу «Фармстандарта» г-на Харитонина и, проникновенно глядя ему в глаза, сказать: «Слышь, парень, твой терпинкод не прошел клинические испытания». — «Да нет, он прошел…» — «Да нет, не прошел. Не надо его производить. А то доктора пошлем».
["Компания", 09.03.2011, «Друг министерской семьи»: За последние годы «Фармстандарт» превратился в крупнейший отечественный фармацевтический холдинг, последовательно расширяющий свое влияние за счет новых отраслей и рынков, в том числе СНГ. Недавно он вышел на украинский рынок, купив местное предприятие «Биолек», и не собирается останавливаться на достигнутом. Более того, на новом рынке Виктор Харитонин действует так же, как в России — с помощью административного ресурса. Считается, что бенефициаром выставленного на продажу завода является Александр Богатырев, сын Раисы Богатыревой, которая уже много лет возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины. [...]
«Считается, что с нынешней главой Минздравсоцразвития Татьяной Голиковой Виктор Харитонин познакомился еще в бытность ее заместителем министра финансов Алексея Кудрина», — рассказывает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России, политолог Дмитрий Абзалов. «В «Фармстандарт» не так давно из нефтяного бизнеса перешел работать сын главы Минпромторга Виктора Христенко Владимир Христенко», — сообщили «Ко» в одной из российских фармкомпаний. Более того, по данным участников рынка, шеф «Фармстандарта» фактически стал другом семьи Татьяны Голиковой и Виктора Христенко. «Виктор Харитонин — очень влиятельный человек в отрасли», — констатирует гендиректор исследовательской DSM Group Сергей Шуляк. По его словам, в настоящий момент «Фармстандарт» входит в тройку лидеров российского фармацевтического рынка и является компанией номер один на розничном рынке лекарственных средств. […]
В своем дальнейшем развитии холдинг пока может рассчитывать на господдержку. «Если вопросами государственных закупок лекарств ведает Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, то вопросами развития промышленности, в том числе и фармацевтической, ведает Минпромторг в лице Виктора Христенко», — подчеркивает Дмитрий Абзалов. — Врезка К.ру]
Второй вариант — начислить на терпинкод, коделак, пенталгин и еще несколько лекарств акциз, как на водку или табак, и изымать акциз в бюджет.
Нет таких законов, чтобы запрещать лекарства или взимать акциз? Напишите такие законы. Исхитрятся варить из нового дерьма? Тогда займемся и этим — на то и государство, чтобы людей защищать, а не взятки брать.
Еще раз: единственной причиной широчайшего распространения «крокодила» в России является продажа сырья для его производства по ценам, с которыми героин не выдерживает конкуренции, и львиная доля этих продаж падает на препараты, рекордным ростом продаж которых публично гордится «Фармстандарт».
В стране, где чиновники регулируют всё и вся, где ФСКН пропихнула закон, обязывающий отчитываться перед ней производителей серной кислоты, где в результате позорнейших «дел химиков» вымогатели из ФСКН арестовывали коммерсантов за торговлю «прекурсорами» (которые для химиков «прекурсорами» не являются) — при попытке ограничить продажу «крокодила» мы вдруг слышим слова «рынок», «свободные цены» и «закон».
Последний раз эти слова в схожих обстоятельствах произносили английские и французские торговцы в Китае середины XIX в. Правда, они торговали опиумом хотя бы в чужой стране…

Комментарии (0) [Ответить]


Последние сообщения

педо новости Артем новый более суток назад
Re: Литва продолжает гонения на русскоязычных iaescortsmap более суток назад
Бывший сотрудник СБУ Евгений Паук засветился в охране вора в законе Тариэла Ониани MMA более 4-х дней назад
Выборы Президента России ПавелМ. более недели назад
Для директора ФБК плохие новости ФБКофф более недели назад
Re: Опыты на младенцах. Зачем Пентагону нужна кровь из Мариуполя? жопа более 2-х недель назад
Литва продолжает гонения на русскоязычных ОченьМногоВсего более 2-х недель назад
В России прошел Всемирный Фестиваль Молодёжи ОченьМногоВсего более 2-х недель назад
Российский олигарх Станислав Кондрашов пытается скрыть свои преступления Вася Рождество более 2-х недель назад
Чиновник Игорь Петеримов открыл бизнес ? Василий Плохов более 3-х недель назад
Интересная, на мой взгляд статья... мое имя Максим более 3-х недель назад
В Москве перед британским посольством действует пункт сбора гум.помощи для CВО ОченьМногоВсего более 3-х недель назад
«Киберармия» атакует Россию. Отбиваемся ОченьМногоВсего более 3-х недель назад
Re: ПРИМОРСКИЙ КРИМИНАЛЬНЫЙ СПРУТ KIORIO более 3-х недель назад
Евгений Олегович Нифантьев — мошенник из «Неофарм» и «Столички» Вася Рождество более 3-х недель назад
Латвия на грани техногенной экологической катастрофы Гражина более 4-х недель назад
Опыты на младенцах. Зачем Пентагону нужна кровь из Мариуполя? Новалист более месяца назад
Зеленский планировал убить Макрона?? Новалист более месяца назад
Re: Рассказова М.В. следователь с минимальной взяткой Мерседес Иван Голунов против более месяца назад
Рассказова М.В. следователь с минимальной взяткой от Мерседес Иван Голунов против более месяца назад